Министерство природных ресурсов и экологии




Министерство природных ресурсов 

и экологии Мурманской области информирует

 

Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области в связи с вступлением в силу с 01.01.2016 основной части положений Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Закон), направленного на усовершенствование организации системы обращения с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами в Российской Федерации, сообщает следующее.

Ст. 12 Закона вносит изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя новую коммунальную услугу – обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО), а также поставщика данной услуги – регионального оператора по обращению с ТКО (далее – региональный оператор), избираемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании конкурсного отбора, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее – Схема), разрабатываемая в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации требованиями к составу и содержанию Схем.

В рамках Схемы, осуществляется в т. ч. распределение транспортных потоков ТКО от мест их образования к местам (объектам) обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, и, при необходимости, зонирование территории региона в целях выделения участков, которые планируется охватить деятельностью будущих региональных операторов(а).

Исходя из установленных Законом терминов «оператор по обращению
с ТКО» и «региональный оператор по обращению с ТКО», следует, что последний может осуществлять в соответствии со Схемой как все перечисленные в ч. 23 ст. 1 Закона виды деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение), так и один из них, либо некоторые. При этом для предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО региональный оператор, очевидно, должен заключить в зоне своей деятельности агентский(е) договор(ы) с оператором(ами) по обращению с ТКО.

Необходимо отметить, что существенные условия, детализирующие основные принципы построения новой системы обращения с ТКО, установленные Законом, должны быть раскрыты в ряде нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих в т. ч. порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО, требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе ТКО, правила обращения с ТКО, основы ценообразования в области обращения с ТКО, правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, правила коммерческого учета объема или массы ТКО и др. Однако необходимые подзаконные акты до настоящего времени не приняты.

Вместе с тем, ч. 6. ст. 24 Закона определено, что договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором.

Таким образом, отправным моментом изменения принципов организации деятельности в сфере предоставления услуг операторами по обращению с ТКО станет не 01.01.2016, а появление регионального оператора – ключевой фигуры
в организации и осуществлении деятельности по обращению с ТКО.

Также необходимо обратить внимание на изменение состава видов лицензируемой деятельности в сфере обращения с отходами.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов
I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление
до 01.01.2016. После этой даты осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов
I–IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют свое действие
до 01.01.2019.

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности осуществляется в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности осуществляет Росприроднадзор в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062.

AA